Берега рек и озер массово застраиваются. Каждый из нас рискует оказаться под прицелом – на отдыхе вблизи частных владений. Хотя в Конституции – статья 13-я, написано: земля, воздух, вода и другие природные ресурсы принадлежат украинскому народу. Но для вооруженной охраны элитных особняков это – не аргумент. Тогда остается разве что надевать на пляж бронежилет.
В одной лишь пляжной амуниции – десант мальчишек высаживается на берег. Вообще-то, чужие здесь не ходят. Спуск к озеру – огородил для себя хозяин большого дома за высоким забором. Но дети дерзнули добраться вплавь до ухоженного берега. За что и поплатились.
"Когда я уже разбегался, я услышал, как возле меня что-то пролетело. Я не увидел, что, и хлопок услышал. Мне попали в правую часть и как раз патрон не достал. Вот тут, да. Сидеть долго не могу", – говорит мальчик.
Это сейчас Козин – один из элитных поселков под Киевом. А прежде здесь жила сплошь творческая интеллигенция. Дачи художников и писателей вычислить нетрудно. Новые же соседи свои владения тщательно оберегают от посторонних глаз.
"Темная часть видите – там были такие полуарочки. Он в прошлом году решил себе сделать выше, видимо, есть у него, что скрывать. Понятное дело, что эта земля ему не принадлежит, это прибрежная зона, она общая", – сказала местная жительница.
Охрана особняка стреляла по детям. Такого в Украине еще не было. Новость быстро разлетелась по соцсетям. Без резонанса – дело могли замять. Советник министра внутренних дел тут же пообещал назвать владельца коттеджа. Им оказался заместитель бывшего министра обороны.
"Естественно, что подозреваемые отказываются от того, что они делали, желая избежать ответственности. Задача следствия – найти эти все факты и получить необходимые доказательства вины тех лиц, которые осмелились стрелять в ребенка", – сказал Антон Геращенко, советник министра внутренних дел Украины.
А еще милиция проверит: почему частное лицо перекрыло доступ к пруду. Водный кодекс это запрещает. Прибрежная зона – от 25-ти до 100 метров – должна оставаться свободной.
Александр знает здешнюю окрестность с детства. Сам – заядлый рыбак. Вот только мест, где можно посидеть с удочкой, год от года все меньше.
"В камышах карась такой хороший ловился. Мы заехали просто стать. И они нас давай выгонять. Вот, это остров наш, мы его купили. Ребята, как вы купили этот остров?" – говорит Александр.
Если и правда, купили – то за очень большие деньги. Сотка земли в этих краях стоит десятки тысяч долларов. Особый шик – построиться прямо на воде.
На всенародное достояние – водоемы, леса, парки – посягают сплошь и рядом. К таким приватным владениям и не подступиться.
Этот забор в пригороде Херсона снесли недавно. За пляж разгневанные люди воюют уже третий год. Прокуратура стройку на склоне Днепра запретила. Но хозяину все нипочем. Не прошло и недели – ограда появилась вновь.
А в Гостомеле – в десяти километрах от Киева – только учатся отстаивать свои права. Спохватились, когда в парке неизвестные вырубили деревья и начали рыть котлован.
"Они росли на моих глазах. Я рос. И они росли. Затем посадили еще каштановую аллею. Были здесь липы, акации были", – говорит мужчина.
Возле стройки – народное вече. Люди в недоумении. Как остановить экскаватор – не знают. Татьяна неоднократно обращалась в поселковый совет.
"Я на каждую сессию прихожу, и меня оскорбляют. Набрасываются на меня. Ни одного из вас я там не видела. Поднимайтесь, потому что до октября у вас не останется здесь ничего. Ничего!" – возмутилась Татьяна, местная жительница.
Теперь уже все вместе идут к председателю. Тот – разводит руками. Мол, была земля колхозная, а стала – частная. Как? Не знает, не присутствовал. Несколько лет назад двадцать восемь соток купил за 16 тысяч гривен какой-то киевлянин.
"Я понимаю, что сделана какая-то махинация. Но этим должны заниматься другие органы", – оправдывается сельский голова Гостомеля.
Вырубленных каштанов, конечно, не вернуть. Но разбить здесь новый парк – можно. Если застройщик получит такой же участок в другом месте.
"Мы просто хотели эти ворота приподнять вверх и сложить их просто-напросто", – говорит житель Кристеровой горки.
Реликтовые деревья, каскад озер. Кристерова горка – историческая территория, охраняемая природная зона на киевских Ветряных горах. Но на самом деле – она тоже для избранных, для жильцов этих высоток. И так – по всей стране. Живописные пейзажи превращают в закрытые объекты.
Конституционное право на природные ресурсы отвоевать не только сложно, но и часто опасно. На злополучное озеро под Киевом – дети уже не ходят.
Приструнить распоясавшихся частных владельцев – можно попытаться в суде. Но и местные власти не должны уходить от ответственности.
"Люди, которые имеют какие-то претензии, то они, в первую очередь, эти претензии должны адресовать не сегодняшнем владельцу земельного участка, а органам местного самоуправления, которые этот земельный участок предоставили", – разъяснил адвокат.
А еще закон разрешает ограничивать право приватной собственности. Рыбачить, загорать, купаться и даже пасти коров – на территориях с закрытым доступом – де-юре возможно. Правда, судебная практика в Украине таких прецедентов не знает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий