среда, 9 ноября 2011 г.

Проект Закона «О рынке земли»

Проект Закона «О рынке земли»: нас ожидает вселенский грабеж

В преддверии принятия закона «О рынке земли» перспектива для украинских сел преподносится ну очень уж радужной...
Оптимизма должна добавить и, к примеру, такая фраза, произнесенная буквально на днях главой ассоциации «Земельный союз Украины» Андреем Кошилем:
«С внедрением рынка земли каждый крестьянин сможет реализовать свое конституционное право собственности на землю, а земля получит истинного хозяина».
Как сообщалось ранее информационным агентством «НАШ ПРОДУКТ» от 01.09.11. Цитата: "В Украине заработала автоматизированная система Государственного земельного кадастра."
А вот меня не покидает чувство тревоги, что мы стоим на пороге второй «прихватизации». Это было в начале 90-х, уже проходили, познали горькие уроки. Но, видать, это ничему так и не научило.
И если б не было вот этого чувства тревоги, то и не стали бы ни в нашей, ни в других областях Украины нынешней осенью создавать общественные комитеты по защите земли.
Не так давно в Киеве проходило организационное заседание всеукраинского общественного комитета по вопросам земельной реформы. Представители разных организаций со всей страны выразили тревогу: нас ждет очередной «дерибан».
Потому что на самом деле проект, который предлагают принять Верховной Раде, крестьянина не защищает. И разговоры, мол, «закон «О рынке земли» необходимо принять как можно скорее потому что только он остановит теневую приватизацию и крестьяне вздохнут облегченно», — это, знаете ли, от лукавого.
Послушайте, что говорят в глубинке — фермеры, люди, которые непосредственно работают на земле! Они говорят: «Нам готовят катастрофу, это будет вселенский грабеж!»
Во всем мире государства отдают землю тем, кто может прокормить свой народ. То есть главные принципы приватизации земли таковы: 1) она продается только тому, кто может на ней работать; 2) продается не в таких объемах, как у нас задумывается.
В проекте закона сказано: «Семья может покупать...». А что такое семья? Это — дедушка, бабушка, папа-мама, дети-внуки, их двоюродные и троюродные братья-сестры, племянники-девери-невестки и т. д. То есть в «семью» можно записать хоть 20, хоть 50 человек!
Так вот получается, что одна семья может скупить половину области. А для них, как правило, приоритет — чернозем! Им не нужны села. Им не нужна инфраструктура для нужд крестьян и т. д. Я в этом абсолютно убежден.
Самый свежий пример. Не так давно ездил в Балтский район Одесской области. Увидал села, в которых еще несколько лет назад было по 2000 дворов. Причем дома-то приличные! В конце семидесятых строились: 12 х 14 метров, под шифером, веранды остекленные. Красота! А сейчас — забитые досками крест-накрест окна и двери. И вместо 2000 дворов насчитал «живыми» где-то 200.
Если реформа в том виде, как ее предлагают, будет принята, такие села — просто идеальный вариант для «покупки»!
Потому что еще и 200 «кріпаків» можно купить задаром вместе с территорией! А если в каждом таком дворе не по одному, а хотя бы по трое живут, то сразу 600 душ станут «наймитами». Они же есть хотят: вот и будут бегать по купленным землям, искать еду!
Сначала втихаря внесли поправки в закон «О фермерских хозяйствах», удалили из него требование соответствующей квалификации и опыта работы на земле. Теперь в Украине землю может купить кто хочет.
У нас очень любят ссылаться на опыт стран, где реформы уже действуют много лет, в частности, Польши. Так вот в Польше, во-первых, землю абы кому не продадут. Во-вторых, там действует жесткое ограничение: не более 300 га! В других странах цифра несколько выше — 400—500 га, но нигде нет такого количества, как собираются ввести у нас, — 2100 га.
Далее. Если уж так внимательно смотреть на «мировой опыт», то сразу становится ясно: везде при покупке земли приоритет отдается именно фермеру.
Учитывая, что государство планирует под шумок забрать и те бывшие колхозные земли, которые не обрабатываются, и те, что остались после умерших хозяев, то... По самым скромным подсчетам, этого народного добра — т. е. плодородных земель, которые держава пустит на продажу, — от 4 до 7 млн. га.
Украинские черноземы оценены в 20 тысяч гривен за гектар (а изначально планировали вообще 5—6!). Но на самом деле даже 20 тыс. — несопоставимо с реальной ценой.
Почему завязалась такая борьба за землю? Да потому что очень многие из власть предержащих смекнули: нефть через 20—30 лет закончится, а земля-то останется. И это — неиссякаемый производитель потребляемой продукции! А следовательно, неиссякаемый источник неограниченных доходов.
Но не купит эти земли фермер. Потому что при покупке земли надо предъявить декларацию о доходах. А какие прибыли у фермеров? Они еле сводят концы с концами.
А для человека, который имеет городской бизнес, скажем, сеть магазинов, — для него представить декларацию на миллионы гривен не составит большого труда.

Слушал я выступления днепропетровских, донецких фермеров, у которых по 700—800 га. Они говорили о наболевшем. Да, их речи были во многом схожи, но от этого проблема не стала меньше.
«На территории, которую я арендую сейчас, — выступал один из аграриев, — три села. В этих селах есть школы. И я даю продукты школьным столовым бесплатно. Помогаю сельским ДК, ремонтирую дороги. Потому что если не привести их в порядок, там будет биться не только автотранспорт крестьян, но и моя техника...
Но разве владельцы латифундий, которые хотят создать благодаря закону «О рынке земли», будут думать о селе? У них нет даже объективного интереса содержать деревенскую инфраструктуру!»
Многие из участников заседания разъезжались по домам с таким ощущением, что какие бы поправки на завершающем этапе ни вносились в закон, все равно он будет еще осенью принят Верховной Радой практически таким, как есть сейчас.
И сохранятся в окончательном варианте все эти горькие перспективы, что ждут страну, как только закон вступит в силу: и смехотворная цена за гектар, и «специфические» условия продажи, и баснословные количества га «в одни руки»...
Причем я более чем уверен: все крупные фракции ВР проголосуют слаженно. Уж очень многие из власть предержащих заинтересованы побыстрее пустить землю с молотка.
И последнее. У России есть природный стратегический ресурс — нефть. Но руководство РФ почему-то никому не продает недра. А Украина намерена торговать черноземами — пожалуй, единственным стратегическим ресурсом, который у нас еще остался.
Вот что страшно. Это будет точь-в-точь как при приватизации промышленности: быстро, ловко, по хитрым схемам, но под красивыми лозунгами у народа забрали все.
С землей, думаю, нас ожидает вторая серия «приватизации», расхлебывать результаты которой придется не одному поколению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий